Текст: Саша Зайцева Фото: Вера Сальницкая Источник: Сиб.фм
Культ правды всегда заставлял Человечество искать способы определения лжи. В Древнем Китае лжеца изобличали, заставив набрать его в рот горсть риса: если после прослушанного обвинения рис оставался сухим, то вина подозреваемого была доказанной. Корреспондент Сиб.фм отправился в Лигу полиграфологов Сибири, чтобы узнать, кто и зачем сегодня ищет правды – и какой ценой.
— Вас зовут Татьяна?
— Нет.
— Вас зовут Дарья?
— Нет.
— Вас зовут Александра?
— Нет.
Пробный тест на полиграфе требовал от корреспондента Сиб.фм отвечать «нет» на вопрос о всех именах, в том числе и о своем собственном. Пытаясь обмануть детектор лжи, я представляла, что меня зовут Катей, но показатель потоотделения кожи при ответе «нет» на вопрос о моем настоящем имени предательски подскочил.
Цитата: Эта процедура не может быть названа приятной: сложно чувствовать себя спокойно и уверенно, сидя на двух дисках, регистрирующих мышечные сокращения (да-да, именно это место может выдать вас в случае чего).
Кроме того, к вам подключают еще семь датчиков – давления, сердцебиения, движения и потоотделения. Представьте себе, что при этом на вас направлена веб-камера, а вопросы задаются посложнее, чем приведенные выше.
Беда, если вам есть что скрывать, помимо невинного вранья маме о том, что вы не забываете обедать.
Офис Лиги полиграфологов Сибири, по всем законам конспирации, располагается за скромной дверью без вывески на четвертом этаже серого панельного здания недалеко от Мемориала Славы. Сейчас здесь получают эту весьма специфическую профессию пятеро человек, которые приветственно улыбаются журналистам, но не желают оказываться в кадре.
Спрашивать их о том, кто они и почему пришли учиться на полиграфолога, тоже не полагается, потому остается только догадываться, сотрудники ли они спецслужб, специалисты по кадровой безопасности каких-либо компаний или полицейские в отставке, желающие заняться частной проверкой людей на детекторе лжи.
Сноска: Детектор лжи, работающий на основе изменений пульса, давления и дыхания человека, был изобретен в 1921 году студентом-медиком Джоном О. Ларсоном
Про корреспондентов Сиб.фм они шутят, что мы – шпионы. В общем, атмосфера здесь хорошая, доверительная, кажется, сегодня тут собрались только добрые полицейские, а злые вышли покурить.
К полиграфу меня подключает президент Лиги Елена Романенко, которая столь редкую профессию получила в Москве во ВНИИ МВД, будучи сотрудницей правоохранительной структуры. Она усаживает меня на стул, на котором лежат два круглых диска – датчики мышечных сокращений, упомянутые выше.
Цифры: 10 000 рублей стоит проверка жены или мужа на детекторе лжи
Такие датчики могут быть встроены в стул или кресло, и тогда проверить человека на лживость можно тайно. Разумеется, это не законно, но в следующий раз осторожнее садитесь на стулья в незнакомых кабинетах.
— Какая рука больше Вас выдает, когда Вы врете? – задает она вопрос, от которого пересыхает во рту.
— Наверное, правая, — отвечаю слишком поспешно, плохо скрывая волнение.
На два пальца правой руки мне надевают черные липучки, внутри которых – металлические электропроводящие пластинки. От них тянутся провода к белому маленькому ящичку с названием «Диана». Под этим красивым женским именем выпускаются современные детекторы лжи, которые давно уже не пишут самописцами по бумаге, как в известной комедии «Знакомство с родителями» — их данные выводятся на компьютер.
Еще один датчик весьма похож на тонометр – он регистрирует изменение давления. Наконец, последние два крепятся на грудь и талию, а на испытуемого направляют веб-камеру, чтобы и мимика не ускользнула от бдительного полиграфолога.
Точность определения намеренной лжи с помощью такого устройства очень высока, если, разумеется, исследование было проведено профессионалом, который способен отличить волнение, вызванное процедурой проверки, от реакции тела на произнесенную неправду.
Чаще всего полиграфологам заказывают проверки недоверяющих друг другу супруги или работодатели, которые хотят узнать «правду и только правду» о своих сотрудниках.
Цитата (здесь): Жен зачастую интересует, изменял ли им супруг, а мужей – сколько мужчин у жены было до него.
Семейного счастья полиграфная правда не прибавляет, считает Елена Романенко.
— В семье главное – доверие. Но бывают случаи, когда это помогает решить какие-то трудные вопросы. Например, мужчина проверил жену на предмет отцовства их ребенка: жили-жили восемь лет – ничего, и тут внезапно появляется ребенок. Проверил – и теперь живут спокойно.
Работодатели проверяют сотрудников в трех случаях – когда в компании что-то украли (для внутреннего расследования), когда есть опасения, что могут украсть (для профилактики) и при приеме на работу. Мало ли, может быть, у соискателя диплом фальшивый или криминальное прошлое.
— Современные полиграфы очень точны, и когда мы говорим о вероятности, то имеется ввиду вероятность не математическая, по теории Эйнштейна, а вероятность как философская категория – говорит Елена Романенко.
Цифры: 9% российских директоров компании проверяют сотрудников на полиграфе (данные исследования SuperJob.ru)
Впрочем, у сибирских директоров такие методы проверки сотрудников пока не очень популярны, хотя, по словам Елены Романенко, в некоторых случаях детекция лжи может помочь принять более правильное кадровое решение.
—Подготовка квалифицированного персонала — достаточно затратный процесс. С одной стороны -легко уволить всех: и тех кто украл, и тех кого заподозрил — всех без разбора. Но нужно будет найти новый персонал, обучить его, затратить время и, может быть, заплатить бизнес-тренерам и т.д. Опять же, не хочется увольнять людей, которые не воруют, – такие очень редко бывают случаи, когда воруют, допустим на складе, все.
Самое главное условие прохождения проверки на полиграфе – ее добровольность: испытуемый должен дать письменное согласие на эту процедуру. Есть люди, которых нельзя проверять на полиграфе — несовершеннолетние, престарелые люди, страдающие психическими расстройствами.
Любопытно, что в деле, для которого, прежде всего, полиграф и создавался – расследовании преступлений следователями – детектор лжи используется нечасто. При судопроизводстве по-прежнему в Новосибирске полиграф используется достаточно редко.
Сноска: Лучшим детектором лжи был нос Пиноккио, который удлинялся каждый раз, как тот врал
— Наши следователи чаще всего отказываются от полиграфа, потому что не всегда знают, как с ним работать, как его результаты потом использовать в судопроизводстве. В Новосибирске это используется редко, мы очень мало экспертиз провели для следственных органов.
Долгое время использование детектора лжи в нашей стране было прерогативой КГБ, чья специфика не предполагала открытого нормативного контроля. Закон, разрешающий использование полиграфа в оперативно-розыскной деятельности, был принят в 1995 году.
— Получается, что полиграфологии в России чуть более 15 лет, мы отстаем от всего мира в лучшем случае лет на тридцать.
Сегодня результаты в виде заключения эксперта на детекторе лжи могут учитываться в суде, но только в совокупности других доказательств. Кроме того, процедура должна быть проведена в добровольном порядке.
Одно из последних громких дел, которое помог раскрыть полиграф, — дело о жестоком убийстве в Москве в 2007 году предпринимателя. Его убила женщина в своей собственной квартире, после расчленила тело и вывезла на свалку, но вину свалила на своего знакомого Дмитрия Тихонова.
Сначала его признали убийцей и приговорили к восьми годам тюрьмы. Он отсидел три года, и продолжал бороться за справедливость: в 2010 году его адвокату удалось добиться того, чтобы дело пересмотрели, а Дмитрия проверили на полиграфе.
Цифры: 31 вид лжи выделяется в социологии: от детской лжи и лести до блефа, самообмана и лжесвидетельства
Детектор лжи показал, что мужчина не виновен, а дополнительными доказательствами этого стали записи видеокамер, установленных возле подъезда. Они показали, что вместе в одной квартире Тихонов и погибший пробыли не более 25 минут. Потом Тихонов ушел. То есть за четверть часа он успел поссориться, подраться, убить человека, расчленить и упаковать тело. Приглашенный в суд эксперт-патологоанатом утверждал, что сделать это за такой короткий промежуток времени физически невозможно.
В этой истории полиграф счастливым образом помог оправдать невиновного и посадить за решетку настоящую преступницу, однако пока следователи, адвокаты и суды используют детектор лжи очень неохотно. Прежде всего потому, что данные о точности детектора лжи разнятся: от 70 до 93-95%. Защитники прав человека говорят, что в суде должны использоваться только абсолютно точные доказательства.
Полиграфологи полагают, что пока наше уголовное право просто не научилось правильно использовать эти результаты.
— Полиграф – не панацея от всех бед. В некоторых странах, например, в Германии, его использование запрещено, в ряде штатов Америки он может быть использован в качестве доказательства, если стороны заранее заключают соглашение о том, что результаты проверки принимаются как доказательство.
Обмануть детектор лжи могут специально обученные сотрудники, имеющие определенный тип нервной системы.
Обычному человеку обмануть полиграф довольно сложно.
— Я могу обманывать курсантов только в самом начале обучения, – признается Елена Романенко.
В интернете описывают множество способов сбить с толку полиграф, об эффективности которых можно только догадываться. Советуют, например, накануне проверки выпить некоторое количество спиртного, мало спать или принять лекарства от гипертонии, снижающие артериальное давление и одновременно блокирующие выработку адреналина, а также помазать руки салицилово-цинковой мазью.
Цитата: Считается, что обмануть полиграф можно, если читать про себя стихи, умножать в уме или подложить в ботинок под палец кнопку.
Здесь важно, чтобы организм реагировал на боль, а не на произнесенную сознательно ложь. Но все эти случаи малоэффективны. И с легкостью распознаются полиграфологами.
О том, удавалось ли кому-нибудь обмануть ее при проверке на полиграфе, Елена Романенко говорит, что может только догадываться.
— Современные полиграфы – очень точные приборы, а технология определения лживости постоянно совершенствуется. Несмотря на то, что мы на тридцать отстали от США по использованию полиграфа, оценки хороших экспертов-полиграфологов достаточно точны, — говорит Елена Романенко.
Полиграфолог – профессия штучная: в Новосибирской области специалистов этого дела не более шестнадцати, в Красноярском крае – около сорока. Лига помогает им находить работу и повышать квалификацию.
— Мы не ратуем за количество специалистов. Важнее их профессиональный уровень.
Учиться этому делу нужно всю жизнь, говорит Елена Романенко, у нее за плечами, помимо названого ВНИИ МВД, — полиграф- школа «Эпос», Национальная школа детекции лжи и ежегодное повышение квалификации. В Лиге она единственный тренер, который способен обучить полиграфолога с «нуля».
Цитата: Лучшие «специалисты по лжи» получаются из психологов, юристов
— Те, кто имеет медицинское образование, изначально обучены на более гуманный подход к людям, и, чаще всего, не настолько успешны в этой деятельности. Например, когда нужно склонить человека к даче признательных показаний, они, конечно, испытывают трудность.
В целом, чтобы попасть на курсы полиграфологов, не нужно иметь какое-то специальное образование – достаточно просто захотеть. Но случайных людей в этой профессии нет: как правило, на курсы приходят сотрудники правоохранительных органов и специалисты по кадровой безопасности.
Сноска: Среднестатистический собеседник врет 3 раза за 10 минут разговора
Стоимость четырехмесячного обучения, куда входит и очная сессия, и практика – около 90 000 рублей. Те, кто хочет заняться свободным бизнесом в этой сфере, за покупку полиграфа заплатят еще около 200 000 рублей. Затраты окупают себя: полиграфологи в Сибири получают от 30 до 90 тысяч в месяц.
— У нас недавно в Новосибирске было несколько вакансий с зарплатой 45 тысяч, и мои выпускники ими не заинтересовались, – улыбается Елена Романенко.
Эти люди сделаны из особого теста: полиграфологов учат выявлять ложь и по поведению собеседника. И речь не идет о каких-то явных ёрзаний на стуле или «закрытых позах», о которых пишут в книгах по популярной психологии. Полиграфолог – это холодный и внимательный наблюдатель, который запоминает малейшие детали человеческого поведения и делает выводы.
— Невербальные признаки – это сфера субъективного. Человек сел в позу Наполеона, мы думаем, что он что-то недоговаривает, а может быть, он просто пузико прикрывает.
Цитата: Чаще всего людей выдают ноги и глаза: жесты рук все худо-бедно стараются контролировать, а про остальное забывают.
Сложнее всего бывает выявлять ложь у аудиалов: люди этого психотипа чрезвычайно скованы и внешне малоэмоциональны.
— Оперативники поднаторели в определении явных признаков: ага, покраснел, позевывает, вертится – точно причастен! В задачи полиграфолога входит фиксировать все проявления, возвращаться к ним и определять точно, почему они возникают.
Как правило, полиграфологам не приходится задумываться об том, для чего заказчику исследования требуется установить истину с помощью детектора лжи, и что потом человек будет делать с полученной информацией. Ложь здесь прежде всего не философская категория, а понятие намеренного искажения информации с целью введения в заблуждение.
«Вы врёте?» – вопрос, который используют социологи во всех личностных тестах, чтобы отсеять настоящих врунов: в итоговые расчеты должны войти только те анкеты, где ответ на этот вопрос был «да» или «иногда». Потому что как бы ни был силен культ истины у Человечества, все мы иногда говорим неправду.
У Елены Романенко, которая с математической точностью может отличить ложь от правды, свое отношение к этим категориям – отношение, которое может показаться неожиданным.
—Зачастую задумываешься и приходишь к мысли о том, что правда вообще человеку бывает не нужна. Я все чаще убеждаюсь, что для большинства людей ложь нужнее.